Коммерсантъ,
16 марта 2018 г.
Моральный вред прижился в судах
511 просмотров
Со вступлением в силу закона о взыскании долгов физлиц должники получили основания требовать с взыскателей компенсацию не только при причинении материального ущерба, но и морального вреда. Однако активно пользоваться такой возможностью должники стали лишь недавно, разобравшись в тонкостях закона. При этом суды нередко встают на их сторону, даже если регулятор взыскателей не нашел нарушений в их действиях.
О том, что в 2017 году должники стали чаще обращаться в суды с исками о компенсации причиненного им морального вреда при взыскании долгов, рассказали “Ъ” в анонимных беседах участники рынка. «Количество таких обращений должников в суды увеличилось, при этом все чаще судьи стали вставать на сторону должника и удовлетворяют его требования»,— говорит гендиректор одного из коллекторских агентств. По словам другого собеседника “Ъ”, были случаи, когда суд удовлетворял требование о компенсации морального вреда, причиненного коллекторами, при том что регулятор — Федеральная служба судебных приставов (ФССП) — не нашел нарушения в их действиях.
Глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова отмечает, что раньше до судов должники, которые могли бы рассчитывать на компенсацию морального вреда коллектором, доходили в единичных случаях, поскольку надежды на положительное решение фактически не было. «Не существовало четкой границы нарушения прав должников, например, в рамках взаимодействие — автодозвон, СМС-сообщения, встречи и прочее не регламентировались законом,— поясняет она.— В профильном законе (230-ФЗ) прописаны правила общения с должником и то, что взыскатель обязан возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненный его неправомерными действиями». За год действия закона должники разобрались в нюансах и начали пользоваться его нормами для защиты своих интересов, указывает она.
Крупные игроки коллекторского рынка массовой подачу должниками исков о компенсации морального вреда не считают. По словам гендиректора ЮВС Сергея Шпетера, большинство официальных коллекторских агентств дорожат своей репутацией и работают в рамках закона, а соответственно, и основания для требования должниками компенсации морального вреда сводятся на нет. «Агентству гораздо выгоднее упустить возможность лишний раз позвонить должнику, чем нести из-за этого финансовые и имиджевые потери»,— отмечет он. «Моральный вред, его размер и компенсация — понятие субъективное, а процесс обоснования причинно-следственных связей между действиями взыскателя и вредом, причиненным должнику, не всегда легко поддается расчету и взаимосвязи»,— добавляет совладелец агентства «Эверест» Дмитрий Чернышов.
Впрочем, даже если иски примут массовый характер, компенсировать ущерб будут не сами коллекторы, а страховщики. Согласно 230-ФЗ, для включения в реестр ФССП коллекторские агентства обязаны застраховать свою ответственность перед должником. Сумма годового страхового покрытия составляет не менее 10 млн руб. и обеспечивает защиту имущественных интересов граждан, пострадавших в результате ошибок, допущенных коллекторами при осуществлении деятельности. Возможность возмещения морального вреда может быть включена в страховое покрытие по договору страхования. Как пояснил руководитель проекта департамента страхования финансовых рисков и ответственности компании «АльфаСтрахование» Иван Бузивский, для получения компенсации должнику необходимо предоставить в страховую компанию претензию с описанием причинно-следственной связи между действиями коллекторского агентства и причиненным вредом, а также документы, подтверждающие размер понесенного ущерба. «Урегулирование таких вопросов происходит в судебном и досудебном порядке,— поясняет он.— Возмещение морального вреда только по решению суда».
У страховщиков опыт выплат компенсаций морального вреда уже есть. «Коллекторское агентство оказывало услуги по досудебному взысканию просроченной задолженности, в рамках которых были предприняты попытки связаться с должником по номеру телефона, принадлежащему другому лицу, чем были нарушены его права и нанесен моральный вред, который был подтвержден судебным решением»,— рассказывает начальник отдела страхования финансовых и профессиональных рисков компании «Ингосстрах» Сергей Архангельский. Впрочем, добиться значительных выплат по таким делам пока не получается, отмечают эксперты. По оценке госпожи Комбаровой, суммарно по моральным страданиям, расходам на лечение из-за стресса и порчи репутации выплат больше 150 тыс. руб. практически не бывает.
Светлана САМУСЕВА, Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 16 марта 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности, Страхование финансовых рисков
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 ноября 2025 г.

|
|
Российская газета-Юг России, Ростов-на-Дону, 25 ноября 2025 г.
Мягко подстелили

|
|
Финам.Ru, 25 ноября 2025 г.
Сохраняем позитивный взгляд на акции «Ренессанс Страхования»

|
|
Вечерняя Казань, 25 ноября 2025 г.
Татарстан попал в топ-5 регионов по числу мошенничеств по каско с ДТП

|
|
Интерфакс, 25 ноября 2025 г.
Менее 3% российских пациентов не сталкивались с проблемами доступности ОМС в 2025 г. - исследование

|
24 ноября 2025 г.

|
|
Банки.ру, 24 ноября 2025 г.
«Отсудила 155 тысяч у банка по кредитной страховке». Что делать, если заемщик умер, а кредит остался. Разобрали на реальном примере

|
|
Вечерний Ставрополь, 24 ноября 2025 г.
Почти в 2 раза чаще стали жаловаться в Банк России ставропольцы

|
|
РИА Карачаево-Черкесия, 24 ноября 2025 г.
Жители КЧР стали реже жаловаться на страховщиков и чаще на банки

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 24 ноября 2025 г.
В России предложили изменить методику подсчета ДТП и статистику аварий

|
|
Мойка78, 24 ноября 2025 г.
Верховный суд разрешил направлять иск по фактическому месту проживания ответчика

|
|
РИА Новости, 24 ноября 2025 г.
Баланин обсудил с директорами ТФОМС ход цифровой трансформации системы ОМС

|
|
BFM.Ru, 24 ноября 2025 г.
«Т-Страхование» сообщило о росте случаев мошенничества по каско с инсценированными ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 ноября 2025 г.
2026 год может стать переломным для сделок M&A в перестраховании

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 24 ноября 2025 г.
Петербургские автомошенники активно используют ИИ ради получения страховки

|
|
cbr.ru, 24 ноября 2025 г.
«Мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО» № 25 на 01.10.2025

|
|
cbr.ru, 24 ноября 2025 г.
Жители КЧР стали реже жаловаться на страховщиков и чаще на банки

|
|
cbr.ru, 24 ноября 2025 г.
Ставропольцы стали чаще обращаться в Банк России за защитой прав

|
|
Российская газета онлайн, 24 ноября 2025 г.
Усложнит жизнь мошенникам: В Госдуме оценили предложенные меры по борьбы со сделками по «схеме Долиной»

|
 Остальные материалы за 24 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|